В Госдуму внесен правительственный законопроект, которым предлагается расширить перечень мер предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта.
Что хотят изменить?
Изменения коснутся ст. 211 КАС РФ. Ее предлагают закрепить в кодексе в следующем виде:
“Принятие иных мер предварительной защиты
допускается в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт
определяет правовой режим объекта и (или) условия его использования
(эксплуатации) и (или) защиты.”
В настоящее время при оспаривании по правилам главы 21 КАС нормативных правовых актов регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе в придании конкретному объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, статуса выявленного объекта культурного наследия не могут быть применены меры, позволяющие сохранить такой объект до окончания судебного
спора, что обуславливает наличие возможного риска для общества и государства
по утрате памятников истории и культуры.
Сейчас суды не имеют возможности применить в таких делах другие меры предварительной защиты по административному иску, кроме предусмотренных статьей 211 КАС, в частности обязать собственника земельного участка воздержаться от ведения какой-либо деятельности на территории земельных участков.
Это приводит к тому, что судьи суды отказывают административным истцам в применении предварительных мер защиты в виде приостановления действия оспариваемого нормативного правового акта, если оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не применяются в отношении истца
Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. № 17-П.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 211 КАС, согласно которому принятие иных мер предварительной защиты допускается в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт определяет правовой режим объекта и (или) условия его использования (эксплуатации) и (или) защиты.